Разве мог предположить английский священник Роберт Джон Лемчер Гуппи, занимавшийся сбором геологических проб и растений на острове Тринидад, что его имя войдет в историю по причине совершенно случайной? И что первые шаги в этой самой истории будут осмеяны членами Английского Королевского общества естествоиспытателей? В 1886 году, вернувшись из дальнего путешествия, мистер Гуппи делал доклад перед членами Королевского общества и вместе с великолепной коллекцией тропических растений показывал живых крохотных рыбок.
- Мистер Гуппи, так вы полагаете, что эти рыбки избавили население острова Тринидад от тропической лихорадки?
- Да, я полагаю, что это так, - говорит мистер Гуппи. - А еще местные жители утверждают, что эти рыбешки не мечут икру, а рожают живых детенышей, которые тут же начинают плавать.
В зале раздался смех. Живых детенышей! Мистер Гуппи - ботаник, ему простительно не знать многие подробности из жизни рыб, но все же нельзя допускать таких ляпсусов. Живородящие рыбы - это акула, скат, а не тропические малявки. Нельзя же так простодушно верить туземцам и обещать живорождение мальков в аквариуме.
История отблагодарила мистера Гуппи за несколько минут позора перед седовласыми академиками. Маленькая рыбка с острова Тринидад и в самом деле оказалась живородящей. Вскоре в аквариумах Британского музея плавали сотни гуппи - так назвали этих рыбок в честь ученого.
Самое забавное в истории названия этих рыбок то, что первым в Европу привез их совсем не Роберт Джон Лемчер Гуппи. Еще в 1859 году известный немецкий ихтиолог Вильгельм Петерс обнаружил в коллекции, прибывшей в Германию из Венесуэлы, первый экземпляр гуппи. Внешне рыбки были похожи на представителей семейства Пецилиевых (Poecilidae), Петерс определил новых рыб как Poecilia reticulala.
В 1861 году испанский ученый Филиппи нашел таких же красавцев в партии растений и рыб, присланных из Барбадоса. Он также обратил внимание на схожесть рыбок с Пецилиевыми и дал новому виду название Lebistes poecilia.
Директор Британского музея, видимо, не знал об открытиях своих зарубежных коллег. Он ошибочно предположил, что именно Р. Гуппи является первооткрывателем этого вида и поэтому в его честь дал рыбкам новое имя - Girardinus guppyi. С тех пор под именем "гуппи" они и известны любителям экзотических рыбок.
Примерно в 1909 году капитан Д. А. Уипан, собирающий коллекцию для Британского музея, занялся разведением и поставкой в Европу гуппи из Барбадоса, Венесуэлы и Тринидада. А поскольку в биологии правильным считается самое первое название вида, то во избежание недоразумений дирекция переименовала вид в Lebistes reticulatus (Peters).
В 1963 году рыбка была отнесена к роду Poecilia и в настоящее время называется Poecilia (Lebistes) reticulata Peters (1859). Во второй половине XIX века европейцы заметили, что на одном из вест-индских островов, где водоемы буквально кишели гуппи, местное население почти не болеет малярией, разносчиками которой являются москиты. А на соседних островах, где этой рыбки нет, болезнь свирепствует. Вот тогда гуппи и получила широкую известность: о ней писали в научных книгах и журналах, газеты называли ее спасителем человечества. А медики и биологи поселяли рыбок в новые водоемы, развозили их по разным странам. Заболеваемость малярией там действительно сократилась: гуппи поедали яйца, личинок и куколок комаров и москитов.
Исходный ареал распространения гуппи включает территорию Гайаны, Венесуэлы, Северной Бразилии и многочисленных Малых Антильских островов - Тринидад, Барбадос, Мартиника и других, где они обитают в пресной, солоноватой и морской воде. Согласно некоторым сообщениям, гуппи вылавливали и в открытом море - до 50 км от берега.
Так как люди пытались использовать этих рыбок для борьбы с малярийными комарами, и расселяли их и во многих других местах, то ареал нынешнего распространения гуппи включает некоторые области Южной и Северной Америки, южные штаты США вплоть до Вирджинии, Западную Африку, Мадагаскар, Индию, Яву и даже южные государства Европы - Италию, Грецию, Югославию, Испанию и... Подмосковье - в местах сброса теплых вод в Люберцах и в других местах этой реки. В последнее время в бассейне Верхней Волги отмечены многочисленные самовоспроизводящиеся популяции гуппи в районах крупных городов на участках сброса подогретых вод, а также в прудах-отстойниках в сооружениях для очистки бытовых стоков.
До начала 60-х годов прошлого века наиболее характерной чертой покрывающей окраски была пестрота. Линии гуппи отличались одна от другой своеобразным сочетанием и размещением черных, малиновых, синих, желтых, серебристых, зеленых, оранжевых, красных, золотых пятен разных размеров и форм. Тогда именно окраска была в центре внимания селекционеров. С появлением вуалевых гуппи основное внимание стало уделяться размерам и форме плавников, а требовательность к окраске уменьшилась.
Вуалевых гуппи впервые показал американский селекционер П. Хенель на международной выставке в Ганновере 1954 году. Их появление произвело такой фурор, что Хенеля стали называть "королем гуппи".
Современные одомашненные гуппи являются результатом многократных скрещиваний особей из разных частей ареала. Итоги селекционной работы впечатляют. Выведено 13 форм гуппи, отличающихся величиной и формой хвостового плавника и имеющих 8 вариантов фоновой (основной) окраски. Эти два признака в сочетании дают более ста сочетаний форм и фоновой окраски. Кроме того, самцы гуппи различаются по форме спинного плавника и покрывающей окраске, количество которой не поддается учету. Таким образом, селекционерам удалось вывести не меньше разновидностей гуппи, чем разновидностей золотой рыбки за многие сотни лет. Это свидетельствует о вариабельности и неисчерпаемых возможностях этого вида.
Гуппи пользуется вниманием не только аквариумистов. Она первая среди рыб побывала в космосе на борту орбитальной станции "Салют-5". На гуппи испытывают степень очистки сточных вод, действие бытовых химических веществ и тяжелых металлов. Эта рыбка, подобно мушке дрозофиле, верно служит генетикам: опыты по скрещиванию разных вариаций гуппи помогали изучать законы наследственности.
Источник: www.guppy.su