Детский аквариум
В. Бекулова
Г. Москва
- А почему бы и нет! -в один прекрасный момент произносят
родители в ответ на настойчивые просьбы своего подрастающего наследника
купить ему рыбок или утвердившись в собственной инициативе приобщить
чадо к этому увлекательному хобби.
Но одно дело принять решение, и совсем другое - воплотить
его в жизнь, даже если у вас есть некоторый опыт: все-таки подходы к аквариумистике у взрослых и детей
несколько различаются. А уж если у родителя практика содержания
экзотических рыб отсутствует вовсе, то проблемы растут, как снежный
ком: что купить, куда поставить, как оформить, чем кормить?
Тем не менее в данном случае цель вполне оправдывает
средства. А цель, надо сказать, определенно благородная - с младых
ногтей ввести ребенка в таинственный и ранимый мир природы, научить его
бережно относиться к существам, полностью ему подвластным. Поэтому
если вы утвердились в мысли, что приобретение аквариума - не катастрофа
для семейного бюджета, а уход за ним - не ярмо для вашего сына или
дочери, не откладывайте покупку в долгий ящик.
С каких лет можно доверить детям ведение собственного аквариумного
хозяйства? Дать четкий ответ на этот вопрос невозможно: все зависит от
характера подростка, его темперамента, интеллектуальных и физических
(да-да, и их тоже!) способностей. Думаю, что 5-6 лет - самый подходящий
возраст для церемонии посвящения.
В качестве детского аквариума может быть выбран
сосуд любой формы, начиная с классических прямоугольных и до
экзотических сфер. Вместимость его зависит от площади детской комнаты,
финансовых возможностей, целей. Оптимум, на мой взгляд, лежит в
пределах от 60 до 100 л. В более тесных аквариумах вряд ли удастся
создать красивую картинку и поддерживать стабильный режим; в результате
ребенок чаще будет сталкиваться с локальными катастрофами, нежели с
успехами на ниве аквариумистики. С емкостью же, вмещающей несколько
центнеров воды, он может просто физически не справиться: взрослым
придется постоянно быть на подхвате, что, вполне вероятно, вскоре
надоест и им, и ребенку. Да и полноценным хозяином аквариума и его обитателей он при этом себя чувствовать вряд ли сможет.
Основными критериями подбора оборудования должны служить
целесообразность его использования, максимально возможные механическая
прочность и электрическая безопасность, простота в управлении.
Освещать аквариум лучше люминесцентными лампами. И дело
здесь даже не в их экономичности, а в том, что излишне любознательный
ребенок не обожжется, коснувшись их корпуса (температура колбы во время
горения не превышает 35-40°С, в то время как у ламп накаливания она
переваливает за 80-90 градусов).
Обогреватели предпочтительнее использовать кабельные,
лишенные самого хрупкого элемента -стеклянной оболочки. Терморегулятор -
электронный. Для контроля температуры идеально подходят
жидкокристаллические градусники.
Аквариум оснащают самым тривиальным фильтром-стаканчиком.
Не рекомендую использовать эрлифтные фильтрационные системы: они могут
не справиться со своими задачами. Вряд ли уместны и наружные фильтры -
для детей они слишком сложны в обслуживании.
Наличие микрокомпрессора «биологической точки зрения не
является необходимым. С другой стороны, воздушные пузырьки, идущие от
распылителя, очень привлекают юных аквариумистов. К тому же
микрокомпрессор (а точнее, нагнетаемый им по шлангам воздух) может
послужить движителем для всевозможных динамичных украшений, которых
сейчас много в зоомагазинах.
Стиль оформления аквариума выбирают в зависимости от
возраста ребенка. Надо учитывать, что самые юные воспринимают
аквариумистику не столько умом, сколько глазами. Поэтому на начальном
этапе предпочтение отдают ярким колерам. Нарядные рыбы, сочной
раскраски растения, контрастные грунты - вот то сырье, из которого
лепят радующую детский глаз подводную картинку. В самом крайнем случае
используйте для привлечения внимания ребенка рисованные фоны, крашеные
грунты, искусственные растения, различные безделушки (гротики, сундучки
и пр.). На этом этапе ребенка знакомят с основами ухода за аквариумом,
доверяя ему такие несложные процедуры, как кормление рыб, чистка
стекол, может быть даже подмена воды (по крайней мере если речь идет о
небольших объемах).
Со временем синтетический подводный сад заменяют на живой,
начав с наиболее неприхотливых представителей гидрофлоры - элодеи,
валлиснерии, некоторых видов эхинодорусов, анубиасов.
Место пластмассовых гротов занимают камни и коряги. Словом, аквариум обретает подобающий вид уголка живой природы.
Появляются у подросшего ребенка и новые обязанности, в том
числе уход за подводным садом: посадка и прореживание растений,
контроль за их состоянием, подкормка, управление режимом освещения
водоема. Причем желательно, чтобы теперь его действия носили не
механический, а достаточно осмысленный характер, то есть следует
постепенно увеличивать интеллектуальную составляющую аквариумистики -
объяснять: что, зачем и почему.
Естественно, что главным звеном аквариума являются рыбы. Но
и в этом вопросе детский водоем несколько отличается от того, что
предназначен для взрослого аквариумиста. Ведь если "мастера" часто
привлекает не столько внешний вид рыбы, сколько ее уникальность,
особенности биологии, то для ребенка на первом месте все же стоит наряд
питомцев, их подвижность. Поэтому первые рыбы должны быть яркими,
динамичными, вроде мелких харациновых, радужниц, живородок. Последние
особенно привлекательны, поскольку имеют стадии воспроизводства, похожие
на человеческие, а потому более понятные: заметное набухание брюшка
самки во время "беременности", моментальное появление на свет мальков
(минуя стадию икры, которая, по моим наблюдениям, для детей, по крайней
мере дошкольников, большого интереса не представляет, так как
они не вполне осознают биологическую сущность этих "бусинок").
Уместны в детском аквариуме и рыбы, способные в той или иной степени
ухаживать за своим потомством. Ребятишки с удовольствием наблюдают,
как строят гнездо петушки или лялиусы. А уж прогулка пары попугаев
(Pelvicachromis pulcher) со своим потомством - источник неописуемого
восторга. Нелишним будет в этой компании сом-анциструс, подбирающий со
дна несъеденные другими рыбами частички корма и очищающий поверхности
водоема от некоторых водорослей.
В подборе рыб главное - их биологическая совместимость как
между собой, так и в отношении растений (если, конечно, предполагается
использование живой флоры), и возможность создать в аквариуме
бесконфликтное сообщество. Географическим фактором в данном случае
можно пренебречь.
Не перенаселяйте аквариум: мутная вода и постоянно
дохнущие рыбы - не самый хороший фон для приобщения к таинствам
подводного мира. Не лучше и другая крайность - держать в водоеме 1-2
рыбки. В этом случае гибель даже одного питомца слишком ощутима для
ребенка и может нанести его неокрепшему организму серьезную
психологическую травму. А застраховаться от ухода рыбешек в мир иной
нельзя даже при самом аккуратном ведении хозяйства.
И напоследок еще один совет: не устраивайте в аквариуме
слишком плотные заросли, в дебрях которых рыба может найти надежное
убежище от постоянно ищущих детских глаз. Это вызывает у ребенка
совершенно ненужное беспокойство, желание проверить, а не там ли сидит
пропавший любимец. Оптимальным можно считать такой уровень озеленения,
когда аквариум хорошо просматривается, а засаженные участки занимают не
более 20-30% от объема сосуда.
Журнал Аквариум 2000 №3
Источник: http://www.aquarion.ru/view_post.php?id=166 |