Ох, уж эти дети!
М. Махлин
г. Санкт-Петербург
Многие рыбы при возникновении нежелательных условий внешней
среды стремятся спасти свое потомство. Так, после выхода личинок из
икры они переносят их в сторону, а часто и на другое место -в специально
отрытую ямку, на очищенный лист. Почему? Да потому, что разлагающиеся
оболочки яиц вредны нежным жабрам беспомощных личинок, из-за чего малыши
могут и погибнуть.
При понижении температуры родители не выпустят мальков из
гнезда. Или, наоборот, поведут их к более теплым поверхностным слоям
воды, приблизят к грелке. В эти первые дни у мальков еще не отлажена
система терморегуляции, и родители "знают" это. А без взрослых неопытные
мальки предоставлены самим себе, своему "разумению".
Ясно, что создавая у цихлид систему "родителидети", природа
действовала по своим законам. И все разговоры иных рыборазводчиков, что
они могут вырастить потомство лучше, чем рыбы, всего лишь пустое
фанфаронство. Никто ведь не подсчитывал, каков процент выживания молоди в
том и другом случае, а подсчет, безусловно, был бы не в пользу
аквариумистов.
Фото пельвикахромисы
В процессе индивидуального развития молодь приобретает
жизненный опыт. Он достигается путем обучения. Наиболее характерно это
для цихлид. В ходе прогулок по аквариуму мальки усваивают ряд ценных
навыков.
Поскольку обучение у цихлид построено по типу подражания
действиям родителей, мальки наделены особым свойством: быть ведомыми,
строго следовать за родителями. При этом в качестве лидера
воспринимается фигура определенного контура и окраски.
При движении за родителем передние члены стайки следуют на
определенной дистанции. Установлено, что величина лидера не играет роли,
важен угол, в который вписывается его фигура. Для многих птиц и
животных этот угол равен 30°.
Такое же угловое определение размера лидера существует и у
рыб. Чем он крупнее, тем больше дистанция от него до мальков. Если
измерить среднее расстояние от лидера до стайки молоди апистограмм
(длина взрослых рыб 7-8 сантиметров) и цихлазом (20-25 сантиметров), то
окажется, что во втором случае оно втрое больше. А ведь мальки в первые
дни почти одинаковы по величине.
Определение размера лидера по углу, в котором умещается его
фигура, - важное эволюционное приспособление. Крупное животное случайно
может покалечить детенышей. Особенно это актуально у рыб, хвостовой
плавник которых является движителем. Неосторожный резкий взмах хвоста - и
малек может получить смертельный удар. Строгий порядок, четкая
дистанция соблюдается только при движении. Когда лидер останавливается,
мальки обступают его со всех сторон.
А что, если удалить лидера? Сказано - сделано. Осторожное движение сачка - и самка пельвикахромиса,
лидер процессии, похищена. Стайка крошек словно споткнулась.
Остановилась, сбилась, скучилась. Порядок нарушился, как быть? Этот же
вопрос волнует и патрулирующего над стайкой самца. После недолгих
поисков самец подплывает к стайке, характерно встряхивается — и мальки
снова обрели лидера. Стайка сейчас же выстраивается по направлению к его
хвосту, выравнивает дистанцию. Двинулись. Папаша спешно ведет семейство
в пещерку. Спрятать впредь до выяснения обстоятельств.
Ничего не скажешь, сорвал опыт.
В следующий раз я удаляю обоих родителей. Вот теперь мальки
по-настоящему растерялись, сгрудились в беспорядочную кучку. А у меня
все готово, не зря же я изрезал зарубежные аквариумные журналы с
цветными фотографиями.
Фото пельвикахромисы
"Модели" родителей в воде малькам уже предлагались до меня. Я же
просто прикладываю снаружи к стеклу вырезанное из журнала цветное
изображение пельвикахромиса. Мальки моментально увидели знакомые контуры. Выстроились.
Веду картинку вдоль стекла. Вся ''армия", как на параде,
выдерживая дистанцию, следует вдоль стекла с той стороны. Дошли до края
аквариума. Как же теперь быть? Рискнем, поедем задним ходом. Картинка
скользит хвостом вперед, мальки, замешкав на секунду, следуют на
определенной дистанции от рыла рыбы. Не удивились, значит, заднему ходу.
Останавливаемся в центре стекла. Вместо вырезки пельвикахромиса
в натуральную величину прижимаю к стеклу втрое большее изображение этой
же рыбки. В стае паника, мальки беспорядочно отплывают от стекла,
принимают разные положения. Двигаю фигурку в сторону. Стоят. Вдруг все
враз выстроились, пошли в ту же сторону. Идут вдали от стекла и вдали от
картинки. Очевидно, увеличенный размер уложился в нужный угол, поэтому
увеличилась и дистанция до "родителя".
А как двигаться обратно? Большая картинка двинулась, а
мальки, оказавшись ближе к ней, потеряли угол и знакомые контуры. Снова
остановились, сгрудились. Как же их повести за лидером?
И тут я уронил картинку. Мальки разом повернулись к моей
руке и двинулись за... пальцем, за самым обычным, наклонно расположенным
к стеклу пальцем. Идут в один конец. Идут в другой...
Зачем же я выискивал фотографии этих рыб, да еще цветные? И
зачем испортил два журнала?! Оказывается, у мальков весьма странное
представление о внешности своей мамаши.
А самка? Своих мальков она знает, это нам известно. А знает
ли она их число? Возвращаю родительницу к детям - плавайте пока.
В аквариуме еще со времен подготовки рыб к нересту стояла
стеклянная перегородка. Я не убрал ее, просто отодвинул. Теперь ставлю
стекло почти поперек аквариума. Пять мальков затянуты потоком воды по
другую сторону перегородки.
За время нереста поверхность стекла зазеленела. Видеть
мальков самка не может. Тем не менее, когда все успокаивается, она
устремляется прямо к перегородке. И мечется, вьется около нее. А с
другой стороны бьются о стекло растерявшиеся в первый момент пять
мальков. Остальные же сгрудились в стороне. Ждут. Сигнала опасности ведь
не было.
Фото пельвикахромисы
Самка явно "слышит" мальков. Очевидно, они обмениваются
какими-то сигналами. И эти сигналы лучше проходят не через стекло, а
через щель между перегородкой и стенкой аквариума. Самка устремляется к
щели. А по ту сторону стекла туда же устремляются потерявшиеся дети.
Четверо из них проникают через щель и вливаются в общую стайку.
Успокоенная родительница подплывает к своему многочисленному семейству.
Двигается прочь от перегородки. Но что это? Еще кто-то ее зовет?! Именно
- зовет. Потому что она быстро поворачивает и снова устремляется к
стеклу. Снова обе рыбки - самка и малек мечутся по обе стороны стекла.
Почему-то на этот раз дело не клеится. Когда мамаша подплывает к щели,
малек все еще бьется в центре перегородки.
Четверть часа длится попытка спасти малыша. Ждет стайка
мальков. Ждет подплывший папаша. А эти двое продолжают метаться. И я не
выдерживаю - отодвигаю перегородку. Воссоединение семьи произошло. На
всякий случай родители прячут весь выводок в пещеру.
А теперь попытаемся осмыслить, что произошло.
Самка получила сигналы от потерявшихся мальков -это
очевидно. Каковы эти сигналы, выяснять здесь не будем. Может быть
какой-нибудь рыбий "писк" или что-то еще...
Попробуем исключить возможность этих сигналов. Снова выбраны
пять мальков и посажены в отдельную стеклянную банку. Придвигаю палец к
стенке аквариума. Родители бросаются на палец - значит, видят. Теперь
придвигаю вплотную банку. Обе стенки сомкнулись. Растерянные мальки
сразу поворачиваются носом к аквариуму. Видят родителей и остальных
мальков? Нет, конечно. Просто видят освещенную электролампой зелень, а в
банке пусто и темно. Вот и рвутся туда.
А что же родители? Видят они бьющихся возле стекла мальков? Возможно, и видят,
но как своих детей не воспринимают. Не воспринимают и не
замечают, так как опасности те не представляют. И не считают, сколько
вокруг мальков. Они просто равнодушно уходят прочь и уводят стайку. Нет
сигналов - нет и потерянных мальков.
Пройдет еще несколько дней, и родители перестанут
реагировать на своих детей: мотивации охраны и обучения потомства
угасли. У молоди тоже угасает реакция следования за родителем-лидером.
Взрослые рыбы теперь заняты совсем другим - скорее всего
готовятся к новому нересту. А у детей свои заботы, не требующие
родительской опеки.
Кончилась идиллия отцов и детей, взрослые рыбы и молодь теперь живут по иным законам, по законам рыбьих стай.
Журнал Аквариум 1997 №2
Источник: http://www.aquarion.ru/view_post.php?id=477 |